Необыкновенные  приключения одесситов в ...

Абхазия 2009.

Апсаны – «страна души»  по абхазски, так называют местные жители свою родину. Я не был в Абхазии 17 лет. Последний  раз мне посчастливилось попасть туда в 1992 г. Мечта снова побывать в  этой сказочной стране была реализована в сентябре 2009г. 1 Сентября и мы стартуем в Абхазию. Мы это я,ТБ и Зеленый Крокодил. 600 км позади и к 17 часам мы добираемся в Керчь, Мы планируем переправиться на пароме через Керченский пролив. К нашему разочарованию впереди  туча машин. Короткие расспросы и мы узнаем, что на паром пускают 25-26 машин, паром ходит раз 3 часа. Погрузка начинается за 2 часа до отправления. Считаю впереди стоящие машины и понимаю, что при удаче мы попадаем на третий паром. Становимся в очередь. Время ожидание решено скрасить шашлыком. Прямо на обочине развожу костер и к темноте у нас в руках сочные шпаги

Шашлык съеден времени прошло всего ничего. Гуляем, дремлем опять гуляем. 24-00. Начинается загрузка на «наш» паром. Проходит 11 машин, мы 12 и вдруг. Прямо у ворот начинают останавливаться и проходить вне очереди рейсовые и туристические автобусы. Все мы пролетели. Паром ушел без нас. Ждем следующий. Собачья вахта – спать хочется нет сил. Ждем в 3 часа начинается погрузка на следующий паром. Мы первые. Ура – пограничники.  Пограничники  работают как часы. Просят никого не выходить. Проходят вдоль выстроившихся машин, собирают документы. Через 10 минут проходя раздают. Все, никакого досмотра, никаких дурацких вопросов, «что везешь». Паром и в 5 утра по Московскому времени в Порт Кавказ. Граница, куда менее организованная чем украинская, лающие команды погранцов, чем то напоминающие  вертухаев. Еще 40 минут и мы можем двигаться, спать хочется дико проезжаем 2 или 3 километра находим съезд к морю. Останавливаемся, бросаем на землю карематы и в тени ореха усыпаем . Спим часа 4, будит мелкий дождик. 10 минут на кофе и сборы и мы в пути. Надо заправиться но собой рублей очень не много. Начинаем искать обменик. Анапа. Обмеников нет. Валюту меняют только в банках а в воскресенье, в 10 утра банки не работают. Заправляемся на все, что есть и снова вперед. Новороссийск, нам по окружной, снова нет обмеников. Видим банкомат прямо у рынка на окружной. У меня есть карточка. Ура. Карточка сработал. У нас есть рубли. Снова вперед.   Красивейшая дорога черз горы,  над берегом моря через Туапсе, Сочи. Подъезжаем к границе 20-00. Абхазских пограничников интересует лишь одно- уплата курортного сбора. Проезжаем границу и мы в Абхазии, еще 20 километров до Гагр. Начинаем искать ночлег. Одна гостиница «мест нет», вторая  сдаем домики только на 10 дней, третья  « мест нет». Решаем ночевать в палатке. Едя по Гаграм, почти интуитивно вспоминаю поворот в Гагринский заповедник. Поворот на гору Мамзышха. Через километр находим полянку ставим лагерь, ночь. На следующее утро решили подняться на Мамзышху. Накрапывает дождь но виды замечательные и мы получаем морю  удовольствия от поездки.

Спускаемся в Гагру, находим гостиницу. Частная гостиница с частной же харчевней. Хозяева старая супружеская пара- абхазы. Я в предвкушении домашней кавказской пищи. Облом.. В меню только борщ, сибирские пельмени,   мясо по французски и прочие «изыски». Вопрос: «А где же нам поесть кавказской кухни»? Ответ «поищите апацхи». Оказывается в абхазском языке все или почти все слова начинаются на «А». «Апацхи» по абхазски «ресторан». Ищем апацхи. Апацха ( мы их потом множество видели) это сказочный сад окруженный плетенным забором, заполненный фонтанами, розами, цветам и даже гранатовыми деревьями. В центре сада строение сделанное из плетенных же стен внутри увешанное  шкурами,  по средине открытый огонь, в крыше просто отверстие куда уходит дым. Над огнем подвешено кольцо с крюками разного размера. На этом очаге по идее все и готовится.

Просим меню и снова «облом» - борщ, картошка отбивная. Еще несколько попыток поесть местной кухни и мы смеряемся с европейским меню. После обсуждения мы решили, что поскольку местность туристическая и в основном ориентированная на Россию а точнее на Москвичей то и кухня такая… Всем известно пристрастие Москвичей к жареной картошке с сосисками. Ужинаем. Ночь. На следующий день мы едем на Озеро Рица. Красота. Дорога идет в горы.

Едем вдоль реки Бзыбь. Бурная и красивая река.

По дороге Гегский водопад. Потрясает своей величественностью.

Озеро Рица 950 м над уровнем моря. Самое голубое озеро которое я видел.

Едем выше. Проезжаем водопадики и речки.

Дорогра одно название, несколько раз переезжаем какие- то речушки.

Альпийские луга.

Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал.    Конечная точка пути озеро Мзы. Спускаемся вниз. Хочется местного вина. Заходим в  супермаркет. Вина здесь молдавские, украинские, французские и чилийские, нет только абхазских и грузинских. Абхазские вина мы на следующий день нашли на базаре, а грузинских нет совсем. Вообще все грузинское в Абхазии табу. На следующий день мы отправились в Сухум. Поражает качество дорог. Ровный гладкий асфальт, вдоль которого цветут розы и магнолии, стоят кипарисы.

В Сухуме много брошенных домов, и вообще много примет войны. Это и дома со следами пуль и выбитыми стеклами. Это и мемориальные доски на домах на трех языках ( русский, абхазский, грузинский), на которых текст на грузинском замазан белой краской, и дома со следами пуль.

Но Сухум не только развалины, это и шикарная новая школа, я такой и в Москве не видел, и великолепные гостиницы. Подъезжаем к набережной.

Тут, как и двадцать лет назад, старая женщина в ларьке варит кофе, которое подается в разнокалиберных чашках. Может быть, это даже та самая женщина. Такого кофе как на Сухумской набережной я не пил нигде и никогда. Возвращаемся назад в Гагры по дороге на берегу реки Бзыбь останавливаемся у мемориала защитников Абхазии. Тут и русские, и армяне, и абхазы, и чечены, и украинцы. Абхазы помнят и чтят героев. Цветы, фотографии, зажженные свечи. Вообще война жива в памяти… это и вечные огни и мемориалы погибшим и просто памятники неизвестным солдатам.

На следующий день мы отправляемся в Пицундский заповедник. Заповедник начинается сразу за Пицундой. Через него идет дорога, по которой никто и никогда не ездит. Во всяком случае, мы не встретили ни одной машины, никого и не обгоняли. Красота мест не имеет равных. Мы только и можем, что смотреть …

На дороге лежит корова. Подъезжаем, она лежит. Гудим, она лежит. Аккуратно пинаю ее бампером. Нехотя встает и отходит. Мдааа…. вот кто хозяева этих мест.

Дорога обвалилась. Ищем объезд через горы. Подъезжаем к морю. На дворе конец сентября, а вода как парное молоко.

Купаюсь. Пьем абхазское вино на берегу. Это последний наш день в Абхазии.

На следующий день выезжаем в сторону дома. Российская граница. Еще час и мы в Сочи. Решаю снять с карточки еще денег. О «радость», карточка заблокирована. Почему? Бог весть. Хорошо есть наличные доллары. Находим банк, меняем доллары. Наличные рулят. Едем дальше. Время обеда. Останавливаемся в кафешке недалеко от Туапсе. О наконец-то! Тут есть настоящая кавказская кухня. Первый раз за неделю нас порадовали аджахури, харчо, лобио. Движемся в сторону границы. Темнеет. Указатель на Голубую бухту. Решаем заночевать не доезжая границы. Съезжаем по указателю. Дорога через сосновый лес. Лес заканчивается на берегу моря. Метров 50 от кромки воды. Съезжаем на камушки. Ставим лагерь. Купаюсь, вода градусов 25. Из камней складываю очаг. Готовим ужин. Закат на берегу. Бокал вина, мы смотрим на море и молчим. Назавтра был обратный путь, паром, который в этот раз ждать не пришлось. Граница и мы в Украине.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»